Православные паломнические туры по России

Покровский монастырь

Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах[1]:13. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным»[1].

В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня[1]. С 1680 по 1731 годы Покровская обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю.

В войну 1812 года в монастыре жил французский генерал Мишель Клапаред, командующий Польским корпусом. В этом же году монастырь был разорён, некоторые постройки обители подверглись разрушению.

В 1855 году была освящена перестроенная по проекту М. Д. Быковского церковь Воскресения Словущего; от храма XVIII века остались четыре подкупольных столпа с арками и восточная стена главного алтаря[1].

Стены, не сохранившиеся с западной стороны, и ворота построены в 1833—1855 годах. Южная часть стены построена в 1886 году по проекту архитектора В. Н. Карнеева.

 

Иллюстрация из альбома Найдёнова (1882)

В конце XIX века, примерно с 1870 года монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии. Миссионерский институт активно действовал только во времена архиерейства святителя Иннокентия, митрополита Московского, подготовив несколько десятков миссионеров[2].

Монастырь закрыт в 1929 году, храмы — в 1926 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов)[3].

В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (ныне Таганский парк); монастырские стены (ограда) в этой части были снесены. В зданиях же монастыря размещались типография, редакция журнала, спортивный зал, биллиардная, киностудия, управление кинофикации. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви[1].

Некрополь

Кладбище при Покровском монастыре площадью 5,4 га было крупнейшим монастырским некрополем Москвы. Здесь были похоронены многие члены семейства Боткиных (в том числе писатель В. П. Боткин, коллекционер Д. П. Боткин, чаеторговцы Пётр Петрович и Пётр Кононович Боткины); купцы и благотворители Хлудовы (из них наиболее известен А. И. Хлудов); русский поэт Д. П. Глебов; коллекционер П. И. Щукин; создатель грамматики якутского языка преосвященный Дионисий (Хитров); видные представители грузинского духовенства[4]. Значительная часть некрополя после 1934 года была снесена (см. ликвидация кладбищ в СССР). На его месте разбит Таганский парк.

Современность

24 ноября 1994 года Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители[5].

Настоятельница с 22 февраля 1995 года — игуменья Феофания, (в миру Ольга Дмитриевна Мискина, род. 1965), в прошлом насельница Свято-Троицкого Дивеевского монастыря, 14 апреля того же года пострижена в монахини Патриархом Алексием II, возведена в сан игумении 4 апреля 1998 года[6][7].

В марте 1995 года зарегистрирован юридический устав монастыря. Возрождение обители началось с октября 1995 года, тогда в стенах наполовину разрушенной Покровской церкви была отслужена первая Божественная литургия, на который молились пять инокинь во главе с матушкой Феофанией. Брат настоятельницы о. Александр сделал из фанеры первый иконостас, на котором укрепили бумажные иконы, сёстры сами и пели. В 1996—1997 годах постановлением правительства Москвы монастырю переданы в бессрочное и безвозмездное пользование сохранившиеся храмы, культовые постройки, другие здания и сооружения, исторически принадлежавшие Покровскому монастырю, а затем и монастырская земля — кроме той, что занимает Таганский парк со стадионом (а это половина былой площади обители)[8].

1 мая 1998 года в монастырь были перенесены останки М. Д. Никоновой, в ночь на 8 марта того же года обретённые из могилы на Даниловском кладбище Москвы[5]. 2 мая 1999 года Матрона Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация[5].

4 апреля 1998 года освящены три придела Покровского храма первого этажа.

В 1999 году освящён верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы, 22 ноября 2001 года, в день 120-й годовщины рождения Матроны Московской, освящён Воскресенский собор. В 2002 году освящена вновь отстроенная трёхъярусная колокольня, точное подобие разрушенной. Восстановлен Святой источник. К 2014 году в монастыре около 50 сестёр[9].

 

Одно из зданий монастыря

Монастырь содержит приют для девочек на 40 человек[10].

Ежедневно монастырь посещают до 3 тыс. паломников, в воскресные и праздничные дни их число доходит до 25 тыс., в дни престольных праздников — до 50 тыс.

Таганский парк

В 2007 году стало известно о предстоящей передаче монастырю Таганского парка, расположенного на месте бывшего некрополя монастыря, что вызвало протесты граждан[11][12]. В октябре 2007 года мэр Москвы дал поручение городскому правительству подготовить распорядительный документ о передаче монастырю части парка. В январе 2008 года префект ЦАО Москвы огласил компромиссное решение: парк будет передан монастырю, при этом «часть парка будет передана Покровскому женскому монастырю, но туда не входит стадион, и подразумевается возможность использования территории парка жителями округа»[13].

20 февраля 2008 года было опубликовано интервью игумении Феофании, в котором она заверила:

« Несмотря на различные странные заявления активистов, мы не планируем, да это и невозможно, ограничивать приходящих в парк людей по национальному, религиозному или ещё какому-то признаку. Тем более, никакого контроля за тем, чтобы в жаркое время люди не приходили в короткой одежде речи быть не может. Монастырь ежедневно посещает несколько тысяч человек, и если уж в самом монастыре мы никого не прогоняем, то что говорить о парке, который мы очень рассчитываем превратить в место отдыха и покоя для всех жителей района[14]. »

 Дата поездки: